Главное меню:
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (скачать в формате PDF, DOCX, DOC )
Солодянкина Светлана Юрьевна
Заместитель директора по УВР гимназии при ГРМ
( начальная школа)
«Дети -
Инновационные образовательные технологии в современной школе.
«Нет ничего сильнее идеи, время которой пришло», -
Позади остался век индустриализации, наступило время информатизации, а следовательно, увеличилась ценность образования. Но соответствует ли уровень знаний, который дает ребенку современная система образования, требованиям нового времени?
По сравнению с прошлым веком условия резко изменились. В современном мире каждые 18 месяцев количество информации удваивается, а многие знания быстро устаревают. Для успешной личностной и профессиональной реализации в современном обществе выпускнику школы необходимо научиться быстро, ориентироваться в потоках разнообразной информации, гибко реагировать на существенные изменения, систематически повышать свою квалификацию.
Перемены, произошедшие в мире за последнее десятилетие, определили новый социальный заказ общества на деятельность системы образования. Без коренного пересмотра целей образования и системы организации работы школы школьникам сложно адаптироваться к новым социальным условиям и «информационному взрыву». Если в период «застоя» приоритетной целью образования являлось «усвоение всей суммы знаний, которые выработало человечество» («Большая советская энциклопедия». -
Личностно – ориентированное образование -
В педагогической литературе встречается много терминов, характеризующих те или иные педагогические технологии: технология обучения, технология воспитания, технология преподавания, образовательная технология, традиционная технология, технология программированного обучения, технология проблемного обучения, авторская технология и т.д.
Первоначально многие педагоги не делали различий между понятиями «педагогическая технология», «технология обучения», «обучающая технология». Термин «педагогическая технология» использовался только применительно к обучению, а сама технология понималась как обучение с помощью технических средств. Сегодня педагогическую технологию понимают как последовательную систему действий педагога, связанную с решением педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.
В.И. Андреев считает, что педагогическая технология -
Представляет интерес определение педагогической технологии, которое официально было принято в 1979 г. Ассоциацией по педагогическим коммуникациям и технологии в США: «Педагогическая технология есть комплексный, интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем и управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения знаний».
Таким образом, педагогическая технология -
Следует также обратить внимание на то, что понятие «педагогическая технология» обозначает приемы работы в сфере обучения и воспитания. Поэтому понятие «педагогическая технология» шире, чем понятия «технология обучения» и «технология воспитания».
К наиболее известным авторам современных педагогических технологий за рубежом относятся Дж. Кэрролл, Б. Блум, Д. Бру-
В. П. Беспалько, М.В. Кларина и др.
Педагогическая технология характеризуется рядом признаков. В. П. Беспалько выделяет следующие:
-
-
-
-
-
При всем многообразии педагогических технологий существует два пути их появления. В одних случаях технологии возникают из теории (В.П. Беспалько, В.В. Давыдов, В.К. Дьяченко, Л.В. Занков, П.Я. Гальперин, Н.В. Кузьмина и др.), в других случаях технологии вытекают из практики (Е.Н. Ильин, С.Н. Лысенкова, В Ф. Шаталов, В.В. Шейман и др.).
Следует отличать педагогическую технологию от методики обучения. Отличие заключается в том, что педагогические технологии удается воспроизводить и тиражировать и при этом гарантировать высокое качество учебно-
Вместе с тем методика может быть доведена до уровня технологии. Например, имеется определенная методика оценки знаний. Если она отвечает объективности, надежности, то ее можно назвать педагогической технологией.
Педагогическая технология обучения – это, с одной стороны, совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой -
Традиционная (репродуктивная) технология обучения. Технология ориентирована на передачу знаний, умений и навыков. Она обеспечивает усвоение учащимися содержания обучения, проверку и оценку его качества на репродуктивном уровне. Это древний вид технологии, являющийся распространенным и в настоящее время (особенно в средней школе). Суть его состоит в обучении по схеме: изучение нового -
Отличительные признаки:
-
-
-
-
-
-
Атрибуты классно – урочной системы:
-
-
-
-
-
-
-
Основная цель : Формирование системы знаний, овладение основами наук, что выражается в наличии стандарта обучения.
«Если не знаешь названий, то теряешь и познание вещей.» К. Линней. Достижения в философии, педагогике, психологии и методологии способствуют рождению и реализации новых инновационных педагогических технологий. Основу современных инновационных педагогических технологий составляют положения развивающего обучения.
Технология развивающего обучения.
По целям обучения Г.К.Селевко выделил ряд современных инновационных педагогических технологий:
1..Система развивающего обучения Л.В. Занкова.
2.Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина -
3.Технология диагностического прямого развивающего обучения (А.А. Востриков).
4. Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер, И.П. Иванов).
5. Личностно ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская).
6. Технология саморазвития личности учащегося (А.А. Ухтомский -
8. Интегративная технология развивающего обучения Л.Г. Петерсон (Технология системно-
Цели:
-
-
-
-
Из всех существующих отечественных технологий технология развивающего обучения является одной из наиболее признанных. Именно эту технологию используют учителя гимназии при ГРМ.
9.Технология поэтапного формирования умственных действий.
10. Технология разноуровневого обучения.
Технология разноуровневого обучения предполагает создание педагогических условий для включения каждого ученика в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития. Ее появление было вызвано тем, что традиционная классно-
11.Технология полного усвоения.
Авторами технологии полного усвоения являются американские ученые Дж. Кэрролл и Б. Блум. Подробное описание этой технологии в отечественной литературе дано М.В. Клариным. Технология полного усвоения отличается от традиционной технологии (классно-
Технология полного усвоения задает единый для учащихся фиксированный уровень овладения знаниями, умениями и навыками, но делает переменными для каждого обучающегося время, методы, формы, условия труда.
Определяющим в этой технологии являются планируемые результаты обучения, которые должны быть достигнуты всеми учащимися. Это есть эталон полного усвоения (критерий).
12.Технология адаптивного обучения.
Разновидностью технологии разноуровневого обучения является технология адаптивного обучения, предполагающая гибкую систему организации учебных занятий с учетом индивидуальных особенностей обучаемых. Центральное место в этой технологии отводится обучающемуся, его деятельности, качествам его личности. Особое внимание уделяется формированию учебных умений.
При использовании технологии адаптивного обучения учитель работает со всем классом (сообщает новый материал, объясняет, показывает, тренирует и т.д.) и индивидуально (управляет самостоятельной работой учащихся, осуществляет контроль и т.д.). Деятельность учащихся совершается совместно с учителем, индивидуально с учителем и самостоятельно под руководством учителя.
Учение в условиях применения технологии адаптивного обучения становится преимущественно активной самостоятельной деятельностью: это чтение обязательной и дополнительной литературы, реферативная работа, решение задач различного уровня сложности, выполнение лабораторных и практических работ, индивидуальная работа с учителем, контроль знаний и т.д.
Сущность технологии развить ученика, его потребности, способности и тем самым учить жить в окружающем мире свободно и самостоятельно.
13.Технология проектного обучения.
Технология проектного обучения является одним из вариантов практической реализации идеи продуктивного обучения. Продуктивное обучение (в отличие от традиционной практики обучения) характеризуется тем, что образовательный процесс имеет на выходе индивидуальный опыт продуктивной деятельности.
В основе данной технологии лежат идеи Д. Дьюи об организации учебной деятельности по решению практических задач, взятых из повседневной жизни. Д. Дьюи отрицает необходимость стандартизированного содержания образования и фактически сводит обучение к основанному на интересах детей практицизму.
В отечественной школе в 20-
И хотя такой подход обеспечивал формирование практических умений и навыков, однако последовательность и систематичность обучения нарушалась, что снижало образовательную подготовку учащихся.
В настоящее время педагоги вновь обращаются к проектному обучению в рамках задачи гуманизации образования, видя в нем одно из возможных решений проблемы превращения ученика в субъекта учебной деятельности, развития его познавательных возможностей и потребностей.
Проект-
Виды проектов: монопредметные, межпредметные, надпредметные.
Сущность проектной технологии: стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающую решение проблем, показать практическое применение полученных знаний. Все, что я познаю, я знаю для чего это мне надо и где и как я могу эти знаний применить -
В начальной школе гимназии широко применяются здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающие технологии способствуют формированию здорового образа жизни. Они применяется во время урока в виде физкультминуток. Они часто проводятся под музыку, дети любят танцевать, при этом могут петь. На уроках окружающего мира учу следить за своим здоровьем, используя темы «Откуда берутся шоколад, изюм, мед?», «Почему нужно есть много овощей и фруктов?», «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?», при изучении темы «Организм человека». Классные часы проводим на темы «Мой режим дня, «Закаляйся, если хочешь быть здоров!» и другие. Самое главное в работе учителя начальной школы – сохранить здоровье детей.
Исследовательские технологии нравятся тем, что в них могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие дети, просто уровень исследования будет иным. Мотивация исследовательской деятельности реализуется через формирование у учащихся познавательной активности, развитие логического мышления, творческих способностей, кругозора, устной и письменной речи, умений обобщать и систематизировать информацию, коммуникативных умений, формирование наблюдательности и внимания, умений работать с художественным и научным текстов. На уроках окружающего мира ребята проводят исследование по темам «Снег и лед», «Что умеет компьютер?», «Что окружает нас дома?», «Что общего у разных растений?», «Гербы наших городов», «Что означает название моего города?», «Название улиц села Садового», «Моя родословная. Родословное древо». На уроках математики исследовательская работа проводится при нахождении периметра многоугольника, при нахождении доли. Над задачей исследование начинается на этапе осмысления текста, продолжается и дальше, если возникает необходимость,
Проектные технологии применяются на уроках, во внеурочной деятельности, внеклассной работе. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития. Какую информацию вам необходимо получить? К каким источникам информации следует обратиться (интернет, справочники, художественная литература, учебники)?
Особое внимание уделяется защите проекта-
Игровые технологии сохраняют познавательную активность ребенка, и облегчает сложный процесс обучения, способствует как приобретению знаний, так и развитию многих качеств личности. Игровые технологии используются на уроках, в основном в 1-
Групповые и парные технологии включают в себя работу в парах, тройках, пятерках сменного состава. В микрогруппе дети учатся высказывать свою точку зрения, уважительно относиться к мнению другого, подчинять свою точку зрения мнениям товарищей, если они были ближе к истине при обсуждении учебной ситуации. Часто применяют эту технологию на всех предметах. Например: на уроке математики при нахождении периметра многоугольника дети работают в группах, применяя при этом и исследовательский метод. Затем выслушиваются все точки зрения.
Коммуникативные технологии, позволяют развивать у учащихся такие навыки: умение работать в группе; высказывать свое личное мнение; выслушивать мнение товарищей, создавать благоприятный психологический климат, атмосферу взаимопомощи, толерантности.
Закон РФ «Об образовании» предписывает в обучении ориентироваться на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации.
Сегодня создан инструмент, позволяющий эту задачу решить, то есть построить такое образовательное пространство, в котором наиболее эффективно развиваются деятельностные способности учащихся. Таким инструментом и являются инновационные технологии обучения.
«РЕБЕНОК ИДЕТ В ПЕРВЫЙ КЛАСС»
Психологическая поддержка во время школьного обучения — проблема важная и большая. Мы много говорим о психологической готовности ребенка к школе, отодвигая или считая само собой разумеющимся фактор готовности родителей к новому, школьному этапу жизни их ребенка.
Главная забота родителей — поддержание и развитие стремления учиться, узнавать новое. Например, вы встречаете ребенка после окончания уроков вопросом: «Что было интересного в школе?» «Ничего интересного», — отвечает. «Так не бывает. Ты же узнал что-
Ваше участие и ваш интерес положительно скажутся на развитии познавательных способностей ребенка. И эти способности вы также сможете ненавязчиво направлять и укреплять в дальнейшем.
В Российской Государственной гимназии при ГРМ работает школа будущего первоклассника. Занятия проходят с 1 октября 2013года по понедельникам с 16час до 18час. Ждем вас!
Справки по тел. 315-
Зам.директора по УВР (начальная школа): Светлана Юрьевна.